Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Беседа на тему: «Природа мордовского края»

Автор: Артемьева Людмила Викторовна
|Должность: Воспитатель, МДОУ "Детский сад №16"
МДОУ «Детский сад №16»








Беседа на тему: «Природа мордовского края»














Подготовила и провела:
Воспитатель старшей группы
Артемьева Л. В.    


Саранск, 2016
Программное содержание.  Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

Ход занятия.
Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Правильно - это Земля. Наша земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Игра «Ответь на вопрос и передай флажок».
- Ребята, а вы знаете, как называется наша республика?
- Кто является главой республики Мордовия?
- Какой город является столицей Мордовии?
- Какие города Мордовии вы знаете?
- Какие большие реки протекают в Мордовии?
Воспитатель:
На карте всесоюзного значения
Невелика Мордовия моя.
Но вся она в порыве вдохновения
Как милы сердцу светлые края.
Куда не бросишь взгляд, повсюду прахи
Взметнули свои стрелы в небеса
Гул тракторов в полях рокочет непрестанно,
И всюду трудового героизма чудеса!
Воспитатель: Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а так же растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича. Он находится в Темниковском районе. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных. В заповеднике живет много животных: лоси,  пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверьки.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Презентация животных Красной книги Мордовии) .
На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев.
Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга - книга тревоги.
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья!
Охраняйте их всегда!
(Презентация растений Красной книги Мордовии)
Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотя рыбка, река - кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.
Вот послушайте и отгадайте загадки:
В платье белом девушка стоит,
И народ её благодарит
За её печальную красу,
За её зеленую косу.
Дети: береза.
Воспитатель: Какое дерево дает ароматный сладкий сок?
- Что вы можете рассказать о березе?
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Дети: дуб.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о дубе?
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
Дети: рябина.
Воспитатель: Расскажите о рябине.
-Какие деревья ещё растут в нашем крае?
ТРИЗ: «В лесу».
Друзья пошли прогуляться в лес. Один ребенок отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это волк или медведь? (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (радость).
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Загадки про птиц:
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит - и легче!
(дятел)
Длиннохвостая она,
Со спины черным - черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - в миг
Поднимает стрекот-крик.
(сорока)
Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?
- Какую пользу приносят птицы?
- Каких перелетных птиц вы знаете?
«Хорошо в гостях, а дома лучше» - гласит русская пословица, это понимают и птицы, которые каждую весну возвращаются в родные края.
Жура – жура - журавель, облетел он сто земель.
Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля? »
Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края! »
Воспитатель: Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.
Ребенок: Все - все, все на свете нужны!
И кошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мёд и кто делает яд.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников: злых и свирепых.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Все- все, на свете нужны!
И это все люди запомнить должны!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.
Д/и «Кто живет в наших лесах? »
Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.
Воспитатель: Лес - это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?
-Кто в нем живет?
-В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?
-А чем питаются животные? Кто на кого нападает?
-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?
-Какие ягоды растут в наших лесах? Грибы?
-А все ли грибы можно собирать?
-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)
-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)
Воспитатель: Давайте улыбнемся, как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 01.07.2016   |   Изменено: 01.07.2016 14:29:33
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
 ООД по речевому развитию в средней группе "В гости к сказке", воспитатель Кручинкина Ю.И.
Фотографии