Ссылки
Памятки, советы, рекомендации
Консультация для родителей Внедрение проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников
|Должность: Воспитатель, МДОУ "Детский сад №16"
Главными путями реализации этой задачи являются познавательные и развивающие игры ( игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, досуги, организуемые с детьми.
Система работы с детьми должна иметь развивающую направленность. Это означает, что задания детям должны быть доступны возрасту, интересны им, вызывать у них стремление к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.
Все это как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет,измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и другие.
В результате таких практических действий дети познают свойства и отношения объектов. Чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Дети независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать,раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Решению этих творческих задач и помогает проблемно-поисковый метод, который широко используется воспитателями в работе по математике. Он красной нитью проходит через все математическое развитие ( через занятия, игры, развлечения), осуществляемые в детском саду.
Проблемно-поисковый метод решает основную цель- развивает познавательно-творческие способности детей, а это обосновано идеями развивающего обучения, на которых базируется программа «Детство».
В ней подчеркивается развивающая направленность всех компонентов деятельности ребенка:
1. Становление и развитие умений самостоятельно поставить ( или принять предложенную взрослым) цель.
2. Включиться в поисковую деятельность.
3. Контролировать ход поиска.
4. Сверять и оценивать результаты.
Применительно к математике важно особо отметить, что акцент делается именно на формирование творческой активности детей, ибо творчество- высший результат умственной деятельности.
И в этих случаях проблемно-поисковый метод предполагает:
1. Поиск оригинального решения.
2. Высказывание «смелых» предположений.
3. Самостоятельное составление логических задач. Например: «Найди пропущенную фигуру», «Продолжи ряд», «Чего не хватает?».
4. Придумывание новых силуэтов в играх на плоскостное моделирование. Например: игры «Пифагор», «Танграм», или составление силуэтов домов, траспорта, одежды из геометрических фигур.
Проблемно-поисковый метод используется с младших групп. Только там освоение математического материала идет на чувственной основе, а в старшем возрасте на логической основе.
У малышей проблема обозначается проще: «сколько матрешек сидит за столом?» ( много), «А сколько яблок на тарелке?» «Хватит ли всем?» идет «угощение» матрешек – это поиск проблемы. И воспитатель подводит итог: «Вот как хорошо всех угостила Катя яблоками» Или еще пример: На доске плоскостное изображение автобуса, в окнах ( карманах) звери: кошка,зайчик, медведь. Вот спешит волк. «Хватит ли ему места?» Проблема в этом и дети сами решают ее, посадив волка в «автобус», ( если есть свободное место – окно) Итог подводит воспитатель : « Вот какие хорошие звери подождали волка и все вместе поехали на автобусе»
В старших группах вопрос будет поставлен сложнее: «Почему квадратов и треугольников поровну?» Это озвучена проблема, дети решают ее по- разному. Одни говорят, что сосчитали эти фигуры, другие – поставили их парами, третьи- наложили их друг на друга. Воспитатель обобщает ответы детей.
Проблемно-поисковый метод в старшем возрасте предполагает более сложные вопросы: « Как это сделаешь?», « Что узнаю или какую фигуру получу?» «Что сделано?», « Как сделать по-другому?» , «Что будет если …».
Однако во всех группах есть общее у проблемно-поискового метода. Это постановка цели, задачи, проблемы, затем поиск решения и подведение результатов.
Педагогическая технология ( какучить,развивать) может быть определена как проблемно-игровая, так как решая проблему, дети одновременно играют. Все их действия – это игра, а она , как известно главный вид деятельности дошкольника.
Проблемно-поисковый метод, кроме занятий, широко используется в математических играх. Известны три математических действия, которые доступны дошкольнику: счет, измерение,вычисление. А вот действий, аналогичных математическим, гораздо больше: преобразование,комбинирование, воссоздание, моделирование и т.п. Вот некоторые игры по этой теме: «Логические кубики», «Кубики и цвет», игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм», «Тетрис», игры со счетными палочками и многие другие.
Игра- наиболее результативное средство обучения дошкольника. В ней он осваивает разные способы действия, открывает для себя новые пути решения проблемы, расширяет свой опыт познания.
Математические игры не ограничены временными рамками, поэтому проблемно-поисковый метод присутствует здесь шире, чем на занятии.
Но наиболее значимо проблемно-поисковый метод используется на математических развлечениях,досугах,КВН. Эти развлечения целиком построены на задачах на смекалку, мышление, логику, классификацию,моделирование, включают игры-головоломки. Именно здесь и проявляется детское творчество при достижении результата.
При планировании развлечения грамотный воспитатель сразу поставит цель или проблему. Например: «Землетрясение на геометрических островах», «Путаница с цифрами в стране математики», «День рождение числа 5», « Получение письма от королевы Математики», « Строим город «Цифроград» , «Поссорились Незнайка и Почемучка». Обозначив проблему, цель, задачу, мотив следует построить развлечение из тех игр,заданий, головоломок,которые дети знают,любят и с удовольствием играют. Необходимо учитывать возраст и интерес. Например развлечение «Догонялки». Игру «Догонялки» дети любят и с удовольствием играют, но в развлечении все по-другому: одна команда –квадраты, другая- треугольники. Они соревновались не в беге, а решении проблем. За правильный ответ продвигались вперед на один шаг.( на доске это графически изображалось).
В развлечении «Незнайка» и «Почемучка» поссорились интересно прошел поиск домов, где жили главные герои. Незнайка жил на 9 этаже в самом высоком доме, в квартире слева, а Почемучка на 3 этаже в самом низком доме, в квартире справа.Командыпроявили творчество при составлении «ковров» из геометрических фигур, в отгадывании математических загадок, постройке транспорта и одежды из геометрических фигур.
В заключении необходимо отметить , что освоение детьми дошкольного возраста математических знаний является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной результативной деятельности. Многие методы приемы и мы используем для решения этой задачи, но проблемно-поисковый метод должен по праву занимать ведущее место.
Дата издания: 28.11.2015
Информация размещена с разрешения автора
Создано: 22.06.2016 | Изменено: 22.06.2016 14:47:02